СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Чувашская Республика
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Олег Николаев: Стратегия развития Чувашии должна быть научной и учитывать текущую ситуацию, а также анализ реализованных ранее программ

12 февраля 2019

Редакция газеты "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – Чувашия" продолжает публикацию цикла бесед с депутатом Госдумы России Олегом Николаевым об актуальных проблемах развития республики. Предлагаем вниманию читателей очередное интервью с парламентарием, посвященное стратегии социально-экономического развития региона

– Олег Алексеевич, в наших предыдущих беседах вы не раз поднимали вопрос о стратегическом планировании. Видимо, вы придаете этой теме большое значение. Почему?

– Во-первых, стратегия социально-экономического планирования – это основа основ развития экономики и общества любого государства, естественно, включая и Россию. Неслучайно Владимир Путин в июне 2014 года подписал федеральной закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации". И раньше в России принимали планы стратегического развития, в частности до 2020 года. Но за последние 10 лет в стране, да и в целом в мире произошли существенные изменения, которые в значительной степени повлияли на ход развития истории. Новый закон стал своего рода ответом на вызов времени, и в нем четко прописаны не только основополагающие принципы стратегического планирования, но и, я бы сказал, многие нюансы.

– Эти принципы действуют и для регионов?

– А как же! Именно поэтому в преамбуле постановления Кабинета Министров ЧР "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года", принятого в июне прошлого года, содержится прямая ссылка на федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Этот принцип пронизывает всю систему управления государством от центра до муниципальных образований – городов и районов. Именно в рамках реализации федерального закона регионы и муниципалитеты принимают соответствующие стратегии социально-экономического развития с учетом своих особенностей и поставленных целей.

– Все это, конечно, хорошо: и на бумаге выглядит замечательно, и слух ласкает. Но вот что сказал, комментируя недавнее Послание Михаила Игнатьева, по поводу стратегического планирования в нашей республике депутат Госсовета Чувашии Сергей Семенов: "...В своем послании на 2011 год он заявил: "В Стратегии социально-экономического развития Чувашии до 2020 года предусмотрен ряд мер в этом направлении. В перечне – 95 инвестиционных проектов на сумму 403 млрд рублей. Только эта сфера даст ориентировочно 35 тыс. рабочих мест..." А теперь сравним эти показатели с теми, которые привел Михаил Игнатьев 23 января 2019 года. "Поставлена задача к 2020 году привлечь не менее 250 млрд рублей инвестиций... По предварительным данным, с 2016 года в экономику республики вложено более 150 млрд рублей инвестиций... Благодаря реализации инвестиционных проектов во всех сферах экономики в республике за последние три года создано более 7 тыс. рабочих мест. Всего к 2020 году планируется создать около 11 тыс. рабочих мест". Получается, что даже половина плановых показателей не выполнена, то есть республика катится назад".

– Я полностью согласен с Сергеем Павловичем. Без объективного анализа итогов выполнения прежних планов о правильной стратегии развития Чувашии говорить проблематично. Что такое стратегическое планирование? Говоря простым языком, это ответ на три главных вопроса: что сделано? Где мы находимся сегодня? Чего мы хотим добиться завтра? Если два последних вопроса, особенно третий, республиканские власти обсуждают охотно, по крайней мере, не отказываются от обсуждения, то о результатах выполнения прежних планов предпочитают не распространяться. И это не случайно, потому что хвастаться, собственно говоря, нечем. Такое замалчивание, нежелание искать ответы на неудобные вопросы, как, например, почему не выполнен прежний план и кто в этом виноват, порождает безответственность во всей цепочке власти. Я специально проанализировал итоги выполнения предыдущих стратегий социально-экономического развития ряда городов и районов Чувашии до 2020 года. До конца срока остается всего год, но многие плановые показатели так и не достигнуты, причем во всех муниципалитетах без исключения.

– Можете привести хотя бы один пример?

– Да сколько угодно! Чтобы никому не было обидно, давайте пойдем по алфавиту – город Алатырь – и возьмем то, что ближе людям и что их волнует – зарплату. Согласно предыдущей стратегии развития к 2020 году среднемесячная зарплата по сравнению с 2007 годом должна была увеличиться в 5,5 раза и достигнуть 40 тысяч 249 рублей. А теперь возьмем отчет горадминистрации за 2018 год. Там черным по белому написано, что среднемесячная зарплата составила 22 тысячи 193 рубля 60 копеек. О каком планировании здесь можно говорить?

– Но отчего так происходит? Почему специалисты Минэкономразвития Чувашии, принимая планы, не поправляют своих коллег из городов и районов?

– Ну и вопрос! Вы, Алексей Михайлович, будто живете не в Чувашии. Кому в республике нужен реальный анализ ситуации? Я уверен: если бы главы администраций муниципалитетов в своих планах указывали реальные цифры, а не рисовали воздушные замки, их отчеты никто не принял бы. Да такого сити-менеджера вообще тут же убрали бы. Вот они и рисуют красивые цифры – лишь бы угодить вышестоящему начальству. Более того, у меня сложилось впечатление, что и республиканская стратегия большей частью составлена формально. Вот, к примеру, в качестве сильных сторон Чувашии приведен "достаточный ресурс рабочей силы", но в то же время в графе "слабые стороны" указано "сокращение, активное старение населения" и "миграция населения в более развитые регионы с высоким уровнем зарплаты". Спрашивается, как одно с другим стыкуется? Да никак. Уже сейчас промышленные предприятия, строительные компании Чувашии испытывают острый дефицит кадров, а что будет через несколько лет, особенно с учетом пугающей динамики убыли населения?

– Рассуждать легко... Но как планировать развитие республики, скажем, на 10 лет вперед, если не все процессы, происходящие в ней, зависят от воли правительства? Взять хотя бы промышленность. Она почти вся находится в частных руках. Захочет развиваться владелец – будет развиваться, не захочет – закроет предприятие и распустит рабочих. Возьмем, к примеру, печально известный Концерн "Тракторные заводы". Ну кто думал в 2007 году, когда разрабатывали стратегию развития Чувашии и когда закладывали плановые показатели по промышленности до 2020 года, что спустя 10 лет КТЗ обанкротится?

– Хорошо. Давайте, проанализируем ситуацию с Концерном "Тракторные заводы". Хотя это частный случай, но история – показательная. Да, в 2007 году, когда правительство Чувашии разрабатывало стратегию социально-экономического развития, дела в компании шли неплохо. Насколько мне известно, в те времена на "Промтракторе" ежегодно выпускали около 700 машин, иногда доходило даже до 900 единиц и более. Но уже с 2014 года ситуация начала ухудшаться, так как долговая нагрузка стала увеличиваться угрожающими темпами. Было ясно, что компания катится к банкротству, а значит, сумма налоговых поступлений в бюджет будет уменьшаться. Но вместо того чтобы своевременно принять меры по восполнению возможных потерь в бюджете, развивая смежные отрасли, руководство республики до последних дней с непонятным упорством продолжало твердить, что банкротство Концерну не грозит. В данном случае речь идет не об ошибке, изначально заложенной в стратегический план развития, а о его корректировке, причем о своевременной корректировке, чего не было сделано. Почему так произошло? Да потому, что правительство Чувашии не в полной мере владело ситуацией – не мониторило ее, не выявляло возможные риски для компании, а значит, и для пополнения республиканского бюджета, а ограничивалось лишь оптимистическими заявлениями о выделении очередного кредита. Но уже тогда всем было ясно, что это дорога в никуда. Помнится, вы еще в 2016 году сами же писали: "Выделить новые кредиты Концерну при нынешнем топ-менеджменте – значит, снова выбросить деньги на ветер". Так оно и случилось. Этого можно было избежать, если бы руководство Чувашии своевременно представило правительству России скорректированный план по спасению заводов Концерна, находящихся на территории республики. Хорошо, что правительство России, хотя и несколько запоздало, приняло меры по сохранению производства тракторов на производственных площадках "Промтрактора". Здесь разговор не идет о вмешательстве в управленческую деятельность той или иной компании. Речь только о том, что при разработке стратегии социально-экономического развития Чувашии необходимо учитывать интересы и перспективы развития крупного, среднего бизнеса и предпринимательства.

– Но как это сделать?

– Необходимо четко установить ориентиры развития с учетом текущих потенциальных возможностей, увеличение потолка потенциала за счет научного подхода и современных технологий и, прежде всего, цифровых. В разработку и реализацию этого плана действий должен быть вовлечен достаточно широкий круг экспертов или, как принято сейчас говорить, институтов современного гражданского общества. Конечно, не должны оставаться в стороне научные организации и высшая школа. Как мне представляется, в рамках цифровизации экономики было бы целесообразно разработать некую компьютерную программу, позволяющую более точно составить стратегию развития республики. Чтобы точно определить параметры общего сводного плана, необходимо вовлечь в этот проект каждый хозяйствующий субъект. Анализ результатов их работы, мониторинг производственной деятельности, финансового положения позволили бы иметь реальное представление не только о текущей ситуации в ведущих отраслях экономики республики, но и иметь более или менее объективную картину того, что нас ждет завтра.

– Но ведь, Олег Алексеевич, "Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики" уже принята. Как говорится, поезд ушел.

– Как бы ни назывался документ, принципы стратегического планирования никто не отменял. Независимо от того, пописан документ или нет, правительство Чувашии все равно вынуждено заниматься составлением перспективных панов развития, как долгосрочных, так и краткосрочных, рассчитанных на 3-5 лет. От того, насколько они грамотно составлены, зависит очень многое. Каждый хозяйствующий субъект должен знать, что его ждет завтра: поддержка со стороны органов местной власти или же налоговый и административный прессинг. На днях я встретился с руководителями одной из довольно крупных производственных компаний. Они запланировали в ближайшие два года вложить более 180 млн рублей в расширение производства и создать дополнительно сто рабочих мест. Но не тут-то было! На них наехала налоговая инспекция и предъявила штраф на 60 млн рублей. И это только начало. Ладно, если бы компания действительно была виновата – я тогда, как депутат, не вмешивался бы. Но вся нелепость в том, что нарушение налогового законодательства допустил один из контрагентов, а крайней сделали компанию, которая регулярно перечисляет налоги в республиканский бюджет. Спрашивается, как можно планировать свою работу и брать кредиты в условиях, когда не знаешь, что тебя ждет завтра? Вот все это, о чем я только что сказал, называется "наукой перспективного и текущего планирования".

– То есть стратегическое планирование должно постоянно подкрепляться планированием текущим?

– И еще реализацией конкретных проектов и выполнением текущих задач. Конечно, надо учитывать и исторические реалии. Так сложилось, что в Чувашии действуют предприятия-флагманы не только республиканского масштаба, но соответствующих отраслей экономики на российском уровне: Концерн "Тракторные заводы", "Химпром", "Элара", предприятия электротехнической отрасли, машиностроения, строительства и, разумеется, сельского хозяйства. Следовательно, с этой категорией нужно работать, если так можно выразиться, методом индивидуального подхода, вырабатывая план совместных действий как на региональном, так и на федеральном, международном уровнях. Тем самым будет обеспечиваться не только гарантированный рост экономики, но и социальная поддержка населения. А если говорить конкретно о малом и среднем бизнесе, то важно выработать такой принцип государственной поддержки предпринимательской активности, чтобы сами предприниматели и проекты получали комплексную помощь на всех этапах развития бизнеса – от идеи до цикла производительной деятельности. Это даст возможность обеспечить поддержку конкретных проектов и диверсифицировать экономику, а самое главное – эффективно использовать государственные ресурсы, направленные на развитие экономики и бизнеса.

– У вас есть свой план или хотя бы наметки путей реализации этих идей?

– Разумеется, иначе я не стал бы говорить. Во-первых, для обеспечения повышения потенциальных возможностей региона, думаю, было полезным в ряде крупных городов республики создать площадки для концентрации производства и науки. Часть этих городов уже вовлечена в программу поддержки моногородов. Это Алатырь, Новочебоксарск и Канаш. Такое преимущество открывает перед ними широкие горизонты. К сожалению, республиканские власти, мягко говоря, в силу своей некомпетентности упускают возможности для привлечения средств федеральной поддержки для развития этих городов, о чем открыто заявил в ходе выездного заседания Комитета по финансовому рынку Госдумы России, состоявшегося в Чебоксарах в 2018 году, руководитель Фонда развития моногородов. Существующий список моногородов можно было бы расширить и за счет Шумерли, и за счет Козловки. Эти города могли бы стать своеобразными центрами сосредоточения компаний, занимающихся исследовательской и производственной деятельностью, что способствовало бы открытию новых производств, созданию дополнительных рабочих мест, развитию компетенций на основе внедрения новых технологий, современных научных разработок.

– Звучит заманчиво, но... слишком фантастично.

– Все, о чем я говорил – это не маниловщина, а вполне осуществимый проект. И что самое интересное, первые ростки уже есть, даже в небольших городах, как, например, Козловка и Марпосад. Правда, они пока еле заметны, но при соответствующей поддержке государства могут трансформироваться в значительные серьезные точки роста экономики. Помните, мы с вами в рамках региональной недели были в Яльчиках и посетили ряд местных предприятий? Я тогда обратил внимание на один феномен. Оказывается, в Яльчиках образовался целый кластер предприятий, выпускающих крахмал, чего нет ни в одном регионе России. Сразу возникает вопрос: почему бы в районе не создать небольшой научный центр, пусть даже филиал какого-нибудь НИИ, по разработке новых технологий переработки крахмала? В настоящее время в России только два НИИ работают в этой сфере. И знаете, где они расположены? В поселках Коренево и Красково Московской области. А чем Яльчики хуже их, тем более в тех поселках нет производства крахмала в таких объемах, как в Чувашии? Применение подобного принципа функционального зонирования позволило бы более активно внедриться в действующие программы поддержки как развития территорий – моногородов, так и в новые проекты под эгидой ВЭБа.

– Которые курирует первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов?

– Да. Но он еще и председатель государственной корпорации развития "ВЭБ РФ". Именно Шувалов буквально на днях объявил о запуске программы поддержки модернизации 50 городов России. Когда Анатолий Аксаков участвовал в одном из мероприятий вместе с Игорем Шуваловым, он, пользуясь случаем, уже практически договорился с ним о том, что в качестве кандидата для получения поддержки был рассмотрен один из городов Чувашии.

– Случайно, не Канаш?

– Пока рано об этом говорить. Кстати, насчет Канаша. Буквально несколько недель назад республика едва не лишилась возможности получения средств на сумму почти один миллиард рублей, выделенных на реализацию программы "Монгород Канаш", и только своевременное вмешательство Анатолия Геннадьевича помогло спасти ситуацию. Но об этом власти Чувашии предпочитают не говорить. И это очень прискорбно, потому что показателей, намеченных в стратегии социально-экономического развития Чувашии, без концентрации сил регионального руководства, всего депутатского корпуса, бизнес-сообщества, общественности не достичь.

– Олег Алексеевич, мы забыли про сельское хозяйство.

– Аграрный сектор экономики – отдельная тема для разговора. Сегодня я хочу лишь затронуть вопрос, и то частично, о повышении потенциала отрасли. Приведу конкретный пример. В республике на производстве зерновых культур аграрии с каждого гектара в среднем получают доход 400 тысяч рублей. Лишь иногда бывают исключения, как, например, в прошлом году, когда цена одного килограмма зерна в зависимости от класса доходила до 10-12 рублей. В связи с этим возникает вопрос: а надо ли засевать большую часть полей зерновыми культурами? Например, рентабельность производства чеснока в пять раз выше. Или взять производство садовой продукции. Реальность такова, что на текущий момент 95 процентов яблочного концентрата в Россию завозится из-за рубежа. В то же время сады, которыми так славилась Чувашия, запущены, заросли кустарниками. Почему бы их не восстановить, тем более именно сейчас Минсельхоз РФ разрабатывает стратегию развития садов России и программу импортозамещения фруктов и продуктов, полученных в результате их переработки? Словом, нужно искать, думать нестандартно, двигаться вперед, а не валить вину на других.

Беседовал Алексей Кряжинов

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Чувашской Республике

© 2006-2024