Татарстан поборется в Госдуме за языковую обязаловку
19 апреля 2018
Ноту протеста готовят в Госсовете Татарстана на законопроект о добровольном изучении в школах национальных языков республик, внесенный в Госдуму РФ группой депутатов. Один из инициаторов законопроекта, депутат Олег Николаев, объяснил "Вечерней Казани", что побудило парламентариев закрепить в федеральном законе "Об образовании в РФ" тот самый принцип добровольности, который в июле прошлого года продекларировал Владимир Путин и который уже фактически действует в школах.
После отмены обязательных уроков татарского языка в школах республики тлевший долгие годы и разгоревшийся в полную силу осенью прошлого года этнолингвистический конфликт, казалось бы, сошел на нет. Но 10 апреля в Госдуму был внесен законопроект, который вновь заставил татарстанские власти занервничать. Документ предлагает внести поправки в ФЗ "Об образовании в РФ". А именно, прописать в законе, что "преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации". Выбор языка обучения и родного языка должен определяться с учетом потребностей обучающихся и их родителей, иными словами, по заявлению пап и мам.
Примечательно, что среди авторов законопроекта представители всех думских фракций, представляющие в том числе национальные республики Чечню, Чувашию, Марий Эл... Но не Татарстан.
На вопрос "Вечерней Казани", что побудило парламентский интернационал выйти с такой законодательной инициативой, один из авторов документа депутат Госдумы от Чувашии, Марий Эл и Ульяновской области Олег Николаев пояснил:
Законопроект является результатом аналитической работы, проведенной после заявления главы государства в июле 2017-го на Совете по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле о том, что недопустимо принуждать граждан изучать неродные языки и снижать часы преподавания русского. Экспертами были проанализированы федеральные и региональные законодательные нормы на этот счет. В результате мы все-таки пришли к выводу, что необходимо законодательно закрепить однозначную и ясную трактовку языкового вопроса приоритет в изучении государственного русского языка и принцип добровольности в изучении родных языков из числа народов Российской Федерации. Их изучение должно стать правом, а не обязанностью.
Я сам по национальности чуваш и отец пятерых детей, младшая из которых в этом году пойдет в первый класс. Я вижу, как подрастающее поколение относится к обязательному изучению национальных языков, и мои дети подвержены общему настрою, хотя они не имеют ничего против родного чувашского... В последние годы сформировалось всеобщее неприятие к принудительному изучению родных языков, особенно в городах, где живут люди разных национальностей.
Сейчас для национальных республик важно пересмотреть подходы к преподаванию языков. Людей нужно заинтересовывать, а не заставлять. Как в одной рекламе говорилось: "Кормить надо лучше, а не крылья подрезать". Внутренняя мотивация дает больше результатов. Я знаю много примеров, когда люди других национальностей, приезжая в республику, через какое-то время начинали не только понимать чувашский язык, но и разговаривать на нем. Потому что это было им необходимо для жизни, бизнеса. А вот когда уроки в школах навязываются, а дети мучаются, особенно других национальностей, для которых преподаваемый язык не является родным, это ни к чему хорошему не приводит.
Как вы прокомментируете заявление властей Татарстана, озвученное официальной представительницей казанского Кремля Лилией Галимовой, о том, что ваш законопроект несет в себе конфликтогенный потенциал?
Я думаю, госпожа Галимова сделала это заявление, исходя из действующего законодательства Республики Татарстан. Очевидно, что в случае одобрения Госдумой наших поправок в федеральный закон национальным республикам, в том числе Татарстану, придется привести свое законодательство "по языкам" в соответствие.
Первое рассмотрение законопроекта думским комитетом по образованию состоится, по словам Олега Николаева, в середине мая.
Татарстанский парламент в свою очередь готовит ноту протеста на федеральную инициативу.
Данный законопроект мы обсудим на ближайшем заседании нашего комитета, где примем коллегиальное решение по поводу него, сказал "ВК" председатель Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев. Предварительно могу сказать, что многие депутаты против этой инициативы. На наш взгляд, она противоречит некоторым положениям Конституции России.
Валеев отметил, что законопроект, прописывающий принцип добровольности изучения национальных языков, обсудят и на ближайшем заседании Госсовета РТ. А затем направят резюме в Госдуму.
Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов не исключает, что Татарстан использует свои "сильные лоббистские возможности в Госдуме", чтобы попытаться завернуть законопроект. Такое уже было в 2015 году, когда истекал срок для переименования руководителей регионов из президентов в глав, напомнил он.
Комментируя резкую реакцию казанского Кремля на законопроект, Сулейманов сказал:
Властями Татарстана и национально ориентированной общественностью события 2017 года воспринимаются как поражение в политической игре с федеральным центром. Наиболее болезненно был воспринят не столько отказ Москвы продлевать сакральный договор о разграничении полномочий, сколько отмена обязательного татарского языка в школах. Почему? Потому что национальный язык символ государственности. Именно поэтому они по сей день с таким упорством борются за языковую обязаловку. До последнего времени республиканская элита рассчитывала сложившуюся ситуацию как-нибудь отыграть. Когда вводился предмет "Родной язык", людей принуждали выбирать татарский язык, а вместо родного русского подсовывали риторику, краеведение... Надеялись, что Минобрнауки РФ вот-вот примет новые федеральные образовательные стандарты, согласно которым государственные языки республик войдут в обязательную программу. И тут неожиданно возник этот законопроект, реакцию на который озвучила татарстанская Дженнифер Псаки. Самое нелепое в ее заявлении то, что добровольность несет в себе "конфликтогенный потенциал". А принудиловка, получается, залог мира и дружбы?
По материалам источников: Вечерняя Казань