Олег Николаев: "Общественный контроль призван стать эффективным механизмом коммуникаций между властью и обществом"
25 апреля 2014
Сегодня состоялись парламентские слушания на тему "Совершенствование законодательства Чувашской Республики, регулирующего отношения в сфере общественного контроля". В них приняли участие представители органов исполнительной власти и общественных организаций. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госсовете ЧР на парламентских слушаниях выступил депутат Олег Николаев:
Необходимость эффективной системы общественного контроля исходит, прежде всего, из положений Конституций Российской Федерации и Чувашской Республики. Важность данному процессу придал Президент РФ в своем Послании, отметив, что "современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение"
История развития общественных отношений разных стран, в том числе последних десятилетий в Российской Федерации, показывает, что важнейшими их составляющими является активная вовлеченность населения в процессы управления государством, в нашем случае Чувашской Республикой, и максимальная доступность органов исполнительной власти исходя из принципов публичности, открытости и последовательности. Это означает максимально широкое обсуждение вырабатываемых, в особенности стратегического характера, решений, обсуждение максимально широкого спектра вариантов решений, выработанных на стадии предварительного обсуждения, иногда даже кажущихся абсурдными, принятие максимально взвешенных решений с учетом всех имеющихся в настоящий момент факторов и возможных перспективных моментов развития.
Один из принципов управления гласит – что ни одна из функций не теряется – она либо организована и систематизирована, либо не осознана и выполняется, как придется. В текущем моменте при органах исполнительной власти существуют традиционные коллегии, организованные по отраслевому принципу, в рамках развития законодательства последних лет при них также созданы общественные Советы, уровень эффективности которых поставил под сомнение Президент Российской Федерации. При этом в своем послании он задал направление к их реформированию, отметив, что "общественные советы не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции". Очевидно, что общественные Советы требуют скорейшего обновления. При этом хотелось бы отметить: то, что они существуют, – хорошо, потому как нам есть что обсуждать, а главное есть понимание, как уже нельзя делать ни в коем случае.
В связи со сказанным видится целесообразным использовать потенциал членов коллегий при формировании общественных Советов смежных органов исполнительной власти. Также на наш взгляд очень слабо востребован потенциал учебных заведений, прежде всего, вузов, привлечение которых смогло бы существенно оживить процесс и наполнить его интересными идеями. Наконец, некоммерческие организации, деятельность которых все больше набирает силу, к тому же государство финансово поддерживает ряд направлений их деятельности.
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ неоднократно выходила с инициативой расширить сферу подвергающихся публичной экспертизе законопроектов, принимаемых Государственным Советом Чувашской Республики. На наш взгляд это было бы дополнительным импульсом повышения качества принимаемых органами власти решений. Как правило, мы предлагали организовать это путем формирования экспертных Советов при комитетах Государственного Совета. Думается, можно поразмышлять и над другими формами, к примеру, о специализированном электронном ресурсе, на котором аккредитованные эксперты в режиме онлайн оформляли бы свои предложения и поправки. Комитет в установленные сроки мог бы их обобщить, соответственно, реализовать еще один из посылов Президента страны: "Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое "нулевое", чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества". В том числе было бы обеспечено мобильное участие экспертов в законотворческом процессе, кстати говоря, в таком формате, думаю, активно смогут участвовать в качестве экспертов и высшие учебные заведения.
Завершая свое выступление, хочу еще раз отметить, что именно системно функционирующий общественный контроль призван стать эффективным механизмом коммуникаций между властью и обществом, что позволит своевременно решать важные проблемы, связанные, в том числе, с повседневной жизнью граждан. Предлагаю дополнить рекомендации наших публичных слушаний следующими пунктами:
1. Государственному Совету Чувашской Республики:
расширить сферу подвергающихся публичной экспертизе законопроектов, принимаемых Государственным Советом Чувашской Республики;
2. Кабинету Министров Чувашской Республики:
Предусмотреть формирование общественных советов из числа членов коллегий смежных органов исполнительной власти, представителей высших учебных заведений и некоммерческих организаций.