ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

21 ноября 2018

Депутаты фракции "СР" об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год

21 ноября Государственная Дума рассмотрела и приняла проект постановления № 584840-7 "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов". С докладом по данному вопросу выступила председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина. С содокладом – председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы Михаил Емельянов и Олег Николаев, выступил Валерий Гартунг.

Содоклад Анатолия Аксакова:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

С самого начала хотел бы сказать, что на заседании профильных комитетов была работа Центрального банка оценена в целом позитивно, и в заключении двух профильных комитетов, которое вам представлено, мы предлагаем принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019-й и на период 2020 и 2021 годы.

При этом хотел бы вас проинформировать о том, что эти профильные комитеты создали рабочую группу, которая очень обстоятельно рассмотрела представленный проект документа, 47 предложений, замечаний к проекту Основных направлений было представлено. Больше половины этих предложений и замечаний Центральный банк учёл, это говорит и о том, что депутаты подготовили профессиональные предложения, и, с другой стороны, Центральный банк конструктивно подошёл к этим замечаниям и в итоговом документе учёл большинство наших предложений.

При этом надо отметить, что последние годы Центральный банк работает, проводит такую открытую политику, постоянно публикует ежеквартально доклады по денежно-кредитной политике, всевозможные релизы, разъясняющие деятельность в этом направлении Центрального банка. Председатель Центрального банка по итогам заседания Совета директоров информирует о том, почему были приняты те или иные решения и что ожидает в перспективе рынок. Это позволяет участникам рынка ориентироваться более профессионально в ситуации, и возрастает доверие к действиям Центрального банка. Инфляционные ожидания формируются вблизи целевого показателя, который Центральный банк определил на уровне 4%. При этом впервые в этом документе Центральный банк говорит о том, что 4% – уровень инфляции – это постоянно действующий показатель, и вблизи этого показателя Центральный банк с помощью своего инструментария будет стремиться поддерживать уровень инфляции, это опять же позволяет рынку, бизнесу более квалифицированно проводить свою политику, планировать долгосрочно свои инвестиции. И в этом направлении мы, безусловно, поддерживаем действия Центрального банка.

Естественно, на заседаниях поднималась тема экономического роста и то, как Центральный банк с помощью своей политики мог бы повлиять на этот процесс и, прежде всего, конечно, говорили о росте кредитования. Эльвира Сахипзадовна уже отметила, что рост корпоративного кредитования за 10 месяцев текущего года по сравнению с 10 месяцами прошлого года возрос почти на 6%, и это в два раза больше, чем в 2017 году. Особенно быстро кредитование шло в отрасли транспорта и связи, там рост вообще составил 34%.

Строительство впервые в этом году больше привлекло кредитных ресурсов – 11,2%, хотя мы понимаем, что этот рост в значительной степени связан с низкой базой предыдущих периодов, когда кредитование этого сектора наоборот падало.

Сельское хозяйство – рост 9,2%, но при этом резервы, на наш взгляд, существуют и здесь Центральный банк мог бы более активно взаимодействовать с Минсельхозом для того, чтобы допуск кредитных организаций к финансированию, к кредитованию сельхозпредприятий был более активным.

Возможности финансирования экономики, на самом деле, у нас достаточно большие, хотя и внешнее фондирование уменьшается, но при этом более 53 трлн руб. на счетах предприятий, на счетах физических лиц и из этой суммы в виде кредитов не более 10% в виде инвестиционных кредитов, не более 10% поступает в экономику.

Очевидно, у нас должен возникать вопрос: почему 26 трлн средств предприятий сами предприятия не направляют на инвестиционные цели? И здесь есть вопросы к действиям Центрального банка. Конечно, вопрос к Правительству, но и Центральный банк должен находить инструменты стимулирования, финансирования, структурной перестройки экономики, в том числе подталкивая Правительство к активным действиям в этом направлении.

Центральный банк в последнее время сокращал инструменты рефинансирования кредитных организаций, на наш взгляд, это неоправданно, я понимаю, что в условиях профицита ликвидности не было спроса на средства Центрального банка, но для того, чтобы опять же направлять ресурсы на структурную перестройку, на реализацию национальных проектов, должны быть специнструменты Центрального банка, которые бы имели меньшую процентную ставку, и за счёт этих специнструментов можно было бы профинансировать, прокредитовать проекты, которые бы обеспечили диверсификацию нашей экономики.

И ещё один момент, который я хотел бы выделить, он связан с прогнозами Центрального банка и Правительства. Мы видим, что они различаются, причём, жизнь показывает, что прогнозы Центрального банка являются более точными, а значит, и более профессиональными. В этом плане возникает такая просьба к Центральному банку, чтобы они публиковали методологию своих расчётов, в том числе и для рынка это важно, чтобы они могли такие же прогнозы сами просчитывать, и потом на основе этих прогнозов могли бы выстраивать свою политику.

По поводу взаимодействия с Правительством, это уже моя точка зрения. Я считаю, что, с одной стороны, действительно Центральный банк и Правительство очень многие вещи сейчас здорово координируют, и это позволяет обеспечить стабильность на рынке. Но вот повышение налога на добавленную стоимость, это и торможение экономического роста, с одной стороны, и это вклад в инфляцию, которую Центральный банк должен подавлять, в том числе методами жёсткой денежно-кредитной политики. И, на мой взгляд, здесь Центральный банк мог бы сказать веское слово, удерживая от таких шагов, которые не работают на развитие экономики. Спасибо за внимание.

Олег Николаев:

– Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, возвращаясь к теме вкладчиков "Югры", среди этих 35 тыс. человек достаточно большая часть людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию, то есть продали свои квартиры, и дожидаясь построения новой квартиры, положили, соответственно, вклады в банк "Югра".

Учитывая то, что в действующем законодательстве введено понятие "эскроу-счета", где это тоже аналогия вкладов на решение жилищных вопросов, где они, соответственно, гарантируются в полном объеме, Сергей Михайлович Миронов предложил тот механизм, о котором говорил коллега Рашкин (депутат фракции КПРФ – Прим. ред.). Причем этот механизм поддержали все фракции Государственной Думы, чтобы в рамках рабочей группы решить вопросы людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Поддержал Минфин, Силуанов Антон Германович, тоже в рамках рассмотрения бюджета.

Просьба к вам тоже все-таки поддержать этот механизм и решить вопросы людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Спасибо.

Эльвира Набиуллина:

– Я уже говорила о нашей позиции, что мы здесь должны искать способы решения в рамках законодательства, потому что именно законодательство уже регулирует эти вопросы, а в случаях с некоторыми банками, где действительно большое количество людей, у которых оказались суммы больше застрахованных, это большая социальная проблема, нам нужно сейчас все силы приложить для того, чтобы быстрее началось конкурсное производство, и чтобы продавались активы имущества, и дополнительное возмещение средств больше, чем застрахованная сумма, были после завершения конкурсного производства, соответственно, пропорционального объема.

Ещё раз повторю, что по банкам, у которых не хватает активов на обязательства, на покрытие обязательств перед гражданами, перед людьми, это следствие недобросовестных действий собственников и акционеров. Тот случай, о котором вы говорите, 133 заёмщика, которые не возвращают кредиты – это невозвратные кредиты выданы. И поэтому здесь, конечно, надо работать и по линии привлечения к ответственности собственников и менеджеров, по субсидиарной ответственности собственников и менеджеров, которые привлекали вклады населения. И, безусловно, усиливать ответственность тех, кто распоряжается чужими деньгами. Спасибо.

Для школы сто лет – это все же возраст.
Фракция "СР" провела в ГД видеоконференцию "Итоги Года добровольца и волонтера и проблемы молодежи"
Олег Нилов и Олег Николаев о совершенствовании системы техосмотра
Олег Николаев о внедрении информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке
В День Конституции России в Кугесях люди просили помочь, чтобы было реализовано их право на достойную жизнь.
Программа партии
Руководство
Устав партии
История партии
Контакты
Вступить в партию